О Фонде

Проект «Русская Атлантида». Снова в Старицкой обители

В сентябре-октябре 2015 года в рамках пленэрно-выставочного проекта «Русская Атлантида» группа художников жила и творила Старицком Свято-Успенском монастыре. Десять дней художники из Санкт-Петербурга жили в обители, создавая свои работы, вдохновляясь красотами древней Старицы, монастырскими видами, непревзойденными пейзажами Волговерховья. Результатом их работы стали написанные в обители и подаренные монастырю картины – творческий отчет живописцев по итогам этого насыщенного периода.

Весной 2016 года Свято-Успенская обитель приняла вторую группу художников в рамках проекта «Русская Атлантида». По благословению наместника монастыря игумена Димитрия (Севостьянова) с 14 по 23 марта одиннадцать живописцев – участников проекта прожили здесь 10 творческих дней.

Команду «Русской Атлантиды-2016» составили: Виктория Аксенова Ирина Печерских, Федор Помелов, Михаил Черный (Москва), Ильдус Вахитов, Екатерина Федулова (Санкт-Петербург), Виктория Сахарова (Великий Новгород), Любовь Малышева (Пермь), Илья Изюмов (Плес), Михаил Тихановский (Сергиев Посад), Сергей Серегин (Сосновый Бор).

Творческим итогом пребывания живописцев стали 14 художественных полотен, переданных в дар монастырю в знак признательности за гостеприимство. Большей частью это виды обители. Есть среди них и пейзажи, отображающие красоту старицких видов рядом с монастырем – на берегах Волги.

По мнению большинства участников и устроителей – пленэр получился. В этот раз – как и в прошлом году – программа пребывания была очень насыщенной: каждый день с восхода и до заката солнца художники проводили на свежем воздухе, бережно перенося пейзажи города и окрестностей на живописные полотна.

 

Каждый день, после девяти вечера до полуночи работа продолжалась в мастерской, под которую временно выделили подклет Введенской церкви. Здесь живописцы заканчивали этюды, обсуждали работы друг друга, делились опытом. А в это время иеродиакон Паисий, монах Свято-Успенского монастыря, проводил лекции по иконописи, беседы на духовные темы. Особенность такого времяпрепровождения заключалась и в том, что некоторые живописцы выбрали священнослужителя в качестве модели для портретной работы.

Существенная часть пленэрной работы, от которой в немалой степени зависит творческий настрой и общее психофизическое состояние художников, а значит и качество живописи, – обеспечение хороших бытовых условий. Как отмечают живописцы, организация проживания была на высоком уровне, а вкусная постная пища была столь разнообразной, что и не заметили отсутствия скоромного. Матушка Варвара, руководившая этим процессом, и работники монастыря были всегда внимательны и дружелюбны.

Важной и полезной оказалась экскурсия, проведенная известным старицким краеведом Александром Шитковым, который смог ответить пытливым экскурсантам на все интересующие их вопросы, увлеченно рассказывая о монастыре, его святых насельниках, и в целом о Тверском крае.

Уже стало хорошей традицией проводить в рамках проекта «Русская Атлантида» творческие встречи с учениками детских художественных школ. Ребята из Старицкой ДШИ не раз приходили в монастырь и с интересом наблюдали за пленэрной работой художников, которые с удовольствием делились с юными живописцами своими секретами, вовлекали в творческий процесс. Кульминацией стал мастер-класс Виктории Аксеновой (Москва) во время итоговой выставки работ.

В финальной части проекта, во второй половине 2016 года, работы его участников будут представлены на выставках в  Тверском городском музейно-выставочном центре, в Выставочном зале Петербургского СКК. Также в рамках мероприятий, посвященных 10-летию Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ, экспозиция  посетит Италию (Безана, 17-25 сентября, и Бари, 27 сентября – 5 октября).

Главное художественное руководство проектом осуществляют заслуженный художник РФ Людмила Юга и автор-руководитель проекта, заслуженный работник культуры РФ Виталий Васильев.

И живописцы, и организаторы проекта надеются, что их работа, выставки, мастер-классы и творческие встречи будут способствовать исполнению важной просветительской миссии – служить духовно-нравственному оздоровлению общества, привлекать внимание руководства страны и социально-ответственных сограждан к необходимости возрождения и сбережения уникальных памятников истории и культуры, вовлекать малые города в туристические маршруты и инициировать государственные программы развития регионов.

***

Прямая речь:

«Для меня честь находится в этом духовном и славном месте, и среди единомышленников заниматься общим делом – воспеванием красоты земли русской».

Сергей Серегин (Сосновый Бор)

 «Мне как самому молодому участнику было очень интересно познакомиться с творчеством современных представителей разных школ реалистической живописи, наблюдать авторский почерк каждого художника».

Екатерина Федулова (Санкт-Петербург)

 

«Наше общение, обмен опытом дают новый заряд для творчества».

Любовь Малышева (Пермь)

 

«Работая в монастыре, мы понимаем, что пишем не просто картины, а создаем нечто большее».

Виктория Сахарова (Великий Новгород)

 

«Понравились встречи с отцом Паисием: он делился своими духовными знаниями, а его лекция расширила мои познания в сфере иконописи».

Михаил Черный (Москва)

 

«Атмосфера в монастыре особая… Я как человек, не принадлежащий к православной вере, сделал для себя несколько важных открытий, связанных с христианскими обрядами (например, молиться до и после трапезы)».

Ильдус Вахитов (Санкт-Петербург)

 

 «Мастер-класс для детей и выставка прошли на высоком уровне. Необходимо больше таких воспитывающих моментов: дети очень восприимчивы ко всему новому, и надо поддерживать в них интерес к искусству, к духовности».

Виктория Сахарова (Великий Новгород)

 

«Я остался очень довольным своей работой здесь: кухня и условия – отличные, никакого творческого диктата, все уникальные объекты в шаговой доступности, даже уезжать не хочется».

Федор Помелов (Москва)

 

«В 2014-15 годах в проекте приняли участие более пятидесяти живописцев из 12 городов России. По результатам пленэрной работы было написано более 500 живописных полотен, проведено несколько выставок. В 2016 году проект выходит на новый уровень: количество участников увеличивается вдвое, а 2 итоговых выставки в Европе выводят «Русскую Атлантиду» на международный статус».

Виталий Васильев руководитель проекта (Санкт-Петербург)

 

«Знакомство с историей города, монастыря и его святых насельников помогает живописцам по-особому подходить к своей работе».

Ирина Дашевская, координатор проекта (Санкт-Петербург)

***

ПРОЕКТ «РУССКАЯ АТЛАНТИДА»

Проект реализуется в рамках Общественно-просветительской программы «Преемственность», способствующей актуализации памяти и осознанию ценности малой Родины. Устроители считают, что именно сейчас на незаслуженно забытые исторические города возложена важная для современности функция – хранителей культурной памяти об истоках.

Идея устройства серии пленэрно-выставочных проектов родилась в Калязине (Тверская область), где и располагается главный смысловой символ – всем известная колокольня,  единственное  уцелевшее строение затопленного старинного города. Изначальный замысел проекта заключался том, чтобы максимально широко раскрыть тему утраченных памятников истории и культуры, пострадавших во время техногенного строительства. За всё время строительных работ в нашей стране в зону затопления попало несколько городов на Волге, Оби и Енисее. Два из них прекратили свое существование, остальные были перенесены на новое место. Погибли или сильно пострадали такие города как Молога, Корчева, Весьегонск, Пучеж, Спасск-Татарский, Шагонар, Болгар, Ставрополь-Волжский, Учма, Мышкин. К городам, пострадавшим от затопления, можно отнести даже знаменитый Углич, часть памятников которого также была разрушена во время строительства ГЭС. Навсегда ушла под воду историческая часть города Калязина, в том числе его две жемчужины – Троицкий монастырь и Николаевский собор. Осталась стоящая посреди волжских вод колокольня Никольского собора – как напоминание о старом городе и как символ варварства и беспамятства, трагических богоборческих лет, на долгие годы накрывших Россию.

Развивая работу над проектом, организаторы осознали, что необходимо раскрывать тему гораздо шире, донося до широкой аудитории максимально выпукло всю сложную духовно-нравственную апокалиптическую сущность именно советского богоборчества, требующего сегодня исторического осмысления, осуждения и общественного покаяния. Богоборчества, деформировавшего сами фундаментальные гуманитарные основы русского общества, гробившего не только материальную культуру, деревни и города, монастыри, храмы, но и поправшего нормы традиционного православного общежития, покрывшего позором бесчестия и вероотступничества многие поколения заблудших людей,  исковеркавшего миллионы душ и человеческих судеб. 

Пленэрно-выставочный проект «Русская Атлантида» имеет широкую географию и воплощается в течение всего года, вовлекая в творческое сотрудничество высокопрофессиональных мастеров кисти, работающих в жанре пейзажной реалистической живописи. Только весной 2016 года в пленэрной работе приняли участие около 100 живописцев из более 30 городов России. В их числе: Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и ближайшее Подмосковье, несколько городов Ставрополья и Краснодарского края, Поволжья и Урала.

    


Видео

28 марта 2016

 

Фотогалерея


Проект «Русская Атлантида» март 2016 г.
Проект «Русская Атлантида» март 2016 г.
Проект «Русская Атлантида» март 2016 г.
Проект «Русская Атлантида» март 2016 г.
Проект «Русская Атлантида» март 2016 г.
Проект «Русская Атлантида» март 2016 г.

все фотографии