О Монастыре

XIII век

В Успенском монастыре резко увеличивается и число бра­тии. Так, после имени архимандрита Филарета в большом синодике пере­числено 26 имен иноков, а после имени архимандрита Леванида написано уже 154 имени.

В 1272 г. настоятель Успенского монастыря Леонид был воз­веден в сан архимандрита, а накануне храм Пресвятой Богородицы освятил епископ Тверской Симеон. Решение тверского епископа об открытии второй ка­федры в Старице, с включением названия города в титул, способствовало оживлению жизни в ней. Таким образом, судьбы города и монастыря оказались тесно связаны с тверским епископатом.

В неспокойное время крепла монастырская жизнь. Мирной жизни обители помешало татаро-монгольское нашест­вие. Как повествует летопись, в 1292 г. татары убили игумена Серапи­она и с ним 124 инока Свято-Успенского монастыря. Убитых бросили в реку Волгу, «но волны речные не смогли унести телеса иноческие». Река не приняла страдальцев, и ночью оставшиеся в живых верные христиа­не «погребоша я честно в доме Пречистыя».

После страшного татарского погрома обитель, обагренная кровью невинных страдальцев, не исчезла с лица земли, поскольку «дом Пречистыя не был истреблен от поганых и сама обитель оставалась нена­рушенною».

Именно Старицкий монастырь стал духовным фундаментом старицкого городища. Первое зафиксированное в летописях упоминание о Старице отно­сится к 1297 году: «срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцеву, на Старице».