О Монастыре

Меж двух жемчужин

Источник: http://ru-travel.livejournal.com/

 Часть 3. Успенский монастырь
Наше велопутешествие из Торжка в Старицу началось в одном монастыре, а конечной точкой маршрута стал другой. Небольшой городок на Волге с богатой и интересной историей, вотчина первого царя всея Руси Ивана Грозного несколько лет назад чуть было не стал обладателем ещё одного культурно-туристического бренда. Какого – читайте ниже.

«Вы на ночлег? Проезжайте», - сразу за нами охранник закрыл ворота. Нас здесь ждали. Тот же охранник провожает нас в гостевой дом, мы поднимаемся мимо трапезной на второй этаж, где расположены кельи. Старицкий Успенский мужской монастырь принимает не только паломников, но и обычных мирских туристов. Не бесплатно, конечно, но цена, я бы сказал, очень бюджетная. Не выше, во всяком случае, чем в гостинице, если не ниже. Ощущения, которые возникают у человека, просыпающегося утром в келье – отдельная тема. Несмотря даже на то, что сегодня это, скорее, не монастырь, а музей под открытым небом. Не зря, всё-таки, не зря духовные обители строились на особых местах, там, где людям, их основавшим, был особый знак – видение.
Церковь Иоанна Богослова и Гостевой дом
2а

2в

Уникальное явление 
«Именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». Так, согласно преданию, был основан Успенский монастырь, только первоначально он находился не на правом берегу Волги, а дальше, в лесу. Обитель выдержала осаду татар, но была полностью разрушена в череде войн XIV-XV веков между тверским и московским княжествами. Во всяком случае, в течение двухсот лет о монастыре нет никаких упоминаний. Возрождён и отстроен уже на нынешнем месте в первой половине XVI века князем Андреем Старицким, дядей Ивана Грозного. Тогда же, а именно, в 1530 году, был возведен главный храм обители – белокаменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Вот как описывает Успенский монастырь в конце XIX века его настоятель игумен Арсений: «Монастырь расположен на небольшой площади, наклонной к западу, среди высоких береговых гор; с южной и западной стороны омывается рекою Волгою, дающую в летнее время приятную прохладу… Все здания Старицкого Успенского монастыря обнесены высокою каменною стеною, с зубцами и галереею, на протяжении 259 сажен; по углам четыре круглых башни с конусообразным верхом и одна большая башня с пятью главами над входными воротами». Здесь частенько уединялся сам Иван Васильевич, по приказу которого в 1570 году была построена церковь Введения Пресвятой Богородицы с огромной трапезной палатой в два этажа. В Успенском монастыре воспитывался, затем правил будущий первый митрополит Московский и всея Руси Иов (ок. 1525 – 1607), сюда же в 1605 году был сослан по приказу Лжедмитрия I, где впоследствии и умер; на территории обители первому русскому патриарху установлен памятник.
3

Успенский собор (1530 г.)
3а

Введенская церковь (1570 г.)
3б

3в

Вид на Волгу со стороны Северных ворот
3г

Много чего повидали эти белокаменные стены. Сегодня, когда в монастырь уже не ссылают неугодных властям соотечественников и Святые ворота открыты для гостей, здесь практически всегда многолюдно. Одни приходят на службу, другие просто погулять. Можно свободно фотографировать, благо, что ни объект, то веха в истории. Например, Троицкий собор, вплотную примыкающий к Успенскому. Храм-усыпальница дворянского рода Тутолминых, построенная генералом Алексеем Тутолминым в 1819 году. Правда, не без «боя»: столь тесное соседство с храмом XVI века и в те времена считалось уникальным явлением. А за девять лет до этого Алексей Тутолмин открыл в Старице первую больницу на 20 коек.

Троицкий собор (1819 г.)
4

Некрополь
4а

4б

О вкусах не пишут
Своим возрождением обитель обязана, главным образом, Виктору Христенко, который, будучи вице-премьером правительства, побывал здесь в 2001 году. После этого при его участии был создан Фонд возрождения Старицкого Успенского монастыря. Задачей фонда было восстановление святыни к её 900-летие. Времени прошло не так много, поэтому многие хорошо помнят, что представлял собой монастырь до реставрации, и каким стал после.
5

Чтобы остановиться в обители, нужно предварительно созвониться и выяснить, есть ли на такие-то дни свободные места. Если будут группы паломников, – а приоритет отдаётся, прежде всего, им – то все кельи могут быть заняты. В Успенском монастыре всеми «хозяйственно-жилищными» вопросами занимается матушка Варвара. Телефон можно узнать насоответствующей страничке Фонда или через сайт Тверской епархии.

Келей в гостевом доме всего пять, в каждой по десять двухъярусных кроватей. С нами жили трое трудников – ребят примерно 30 лет – занятых в монастыре на вспомогательных работах. Дел хватает: что-то подремонтировать, территорию убрать. У них с собой был вентилятор, так что ночевать было достаточно комфортно. Пообщаться, правда, с ними не удалось, наверное, потому, что мы – миряне – для работающих во славу Божию чужаки. В отличие от насельников и тех же трудников, от туристов не требуется читать молитвы или ходить ко времени на церковную службу. Хотя, общепринятые правила касаются всех: не курить на территории монастыря и в непосредственной от него близости, не пить спиртное, не выражаться. Ещё помнить, что Южные (главные) Святые ворота закрываются в 9 вечера, а Северные, через которые мы заезжали, в 10. После 22 часов без предварительной договорённости и уважительной причины на территорию уже не пустят.
6

Памятник патриарху Иову (2012 г.)
6а

6б

6в

В гостевом доме есть душ, санузел со всеми, что называется, удобствами. В стоимость проживания входит двухразовое питание – утром и вечером. Еда вся постная, мяса здесь не едят вообще. Во время нашего пребывания на обед были свежие огурцы и помидоры, салат из свежей капусты, щи, рис, тушёный с овощами (плов без мяса), рыбные котлеты, тушёная в сметане рыба. Молоко и молочные продукты – единственная животная пища на монастырском столе. Все блюда вкусные, приготовленные с душой и явно по каким-то известным только местным поварам рецептам. Чем и в каких пропорциях приправлен тот же самый рис, человеку, впервые его попробовавшему, определить сложно. Ещё были пирожки с яблоками и морс из чёрной смородины. О, этот морс требует вообще особого рассказа. Если, конечно, можно описать словами то, что ощущаешь вкусовыми рецепторами языка. Поэтому скажу так: морс просто отменный. Особенно в жару.
7

Гостевая келья
7а

7б

7в

Чуден град кощеев
«Очень красивый вид представляет монастырь, если смотреть на него с нагорной стороны города Старицы, - снова цитирую игумена Арсения. - Высокая каменная стена с зубцами и башнями не закрывает красивых монастырских построек от любопытных взоров наблюдательного путника». Туристу, приезжающему в Старицу, не нужно долго искать, куда пойти и что посмотреть. «Нагорная сторона» – это высокий вал на противоположном от монастыря берегу, где когда-то располагался кремль. Здесь же была и княжеская резиденция. Судя по ведущим наверх тропкам – отнюдь не козьим, а вполне человеческим, – место это пользуется популярностью. Летом городской пейзаж из-за листвы виден плохо, зато отчётливо просматривается храм с колокольней посреди пустынного поля (городища) и несколько небольших жилых домов рядом. Храм при ближайшем рассмотрении оказывается копией собора Бориса и Глеба в Торжокском Борисоглебском монастыре (смотрите первую часть). Он и посвящён этим же святым благоверным, хотя и отстроен чуть позже – в первой четверти XIX века на месте старого, пострадавшего в 1609 году, а, спустя 200 лет, окончательно обветшавшего и разобранного.
8

Кремлёвский вал
8а

8в

8г

Борисоглебский собор (1-я четверть XIX в.)
8д

8е

«В лето 1297 бысть городок Волзе ко Зубцеву, на Старицена». Строчки из летописных источников, относящихся к моменту возникновения города. Высечены они на табличке к скульптуре зрелой монахини Старицы, установленной у въезда на мост через Волгу со стороны Твери. Вообще, этот город привлекателен для туристов разных направленностей. Для ценителей старины здесь масса архитектурных памятников, любители активного отдыха, наверняка, вспомнят про пещеры – бывшие каменоломни, где когда-то добывали белый камень или, как его ещё называли, «старицкий мрамор». Не так давно список достопримечательностей города чуть было не пополнил один фольклорный персонаж.
9

9 (2)

Церковь Параскевы Пятницы
9а

9б

9в

9г

Часовня Александра Невского
9д

Бывшие торговые ряды
9е

Летом 2006 года в Москве прошла пресс-конференция, посвящённая вопросам развития внутреннего туризма. Участие в ней принял и тогдашний тверской губернатор Дмитрий Зеленин. Он и озвучил тогда идею, что Старица должна стать родиной Кощея Бессмертного. На манер Великого Устюга, который ассоциируется исключительно как поместье Деда Мороза. Поводом для такой идеи послужило, по мнению экс-главы региона, историческое положение Старицы, те же самые пещеры и якобы существующая здесь система подземных лабиринтов времён Ивана Грозного. Сам ли Зеленин это придумал (к слову сказать, после своей отставки он в качестве фермера обосновался не где-нибудь, а недалеко от Старицы, в селе Чукавино) или кто его «просветил», неизвестно, но создать бренд «Кощеево царство» так и не удалось. Про злого сказочного персонажа, как водится, поговорили-поговорили, да и забыли.

А ведь сейчас, проходя по старым узким, мощёным дореволюционной брусчаткой улочкам Старицы, туристы, наверняка, сказали бы: «Чуден град Кощеев!». Как знать.

Церковь Ильи Пророка
10

Мост через Волгу в Старице
10а

z_6c1dbe15

Улицы города
10б

10в