О Монастыре

«Символ веры»

Урок православной культуры в десятом классе общеобразовательной школы,
г. Сергиев Посад.

- Я смотрю, у вас с урока сбежало семь человек, кто-то решил сразу домой отправиться. Тогда мы никого не будем ждать, начнем урок. Многие школьники сегодня говорят примерно так: «Мне нужно сдать экзамены, и поэтому у меня нет времени ходить на какую-то православную культуру, особенно если это факультатив». С одной стороны, это можно понять: русский язык и математика требуют времени.

Но часто так бывает, что когда люди заботятся только об интеллектуальном образовании, они потом достигают многих благ, они сытые, у них много денег, у них всё есть, но если они пренебрегают духовной стороной жизни, духовной культурой, то они могут стать несчастными, даже будучи миллиардерами. Таких случаев очень много. И если всего один час в неделю посвятить на духовное образование, уделить время на свою душу, то духовный мир такого человека станет богаче – потому что если мы всё приобретем, но своей душе принесем вред, то мы всё потеряем. Вот в Евангелии есть такие слова, о том, что горе бывает тому человеку, который весь мир приобрел, а своей душе навредил, потому, что он потерял всё счастье.

На уроках обществознания вам необходимо разобраться в понятиях «культура» и «религия». Если вы разберетесь в этих двух понятиях, вам легко будет впоследствии ориентироваться в обществознании, в культурах разных народов. Я вам сейчас дам для этого одну подсказку.

Культура абсолютно любого народа, любой религии состоит из трех нераздельных явлений. Первое – это учение. Учение это вера, знания, это правила веры, которые записаны в книги. У каждой религии есть свои священные книги и свои правила веры – это всё учение. Благодаря этому учению рождаются традиции. Как люди мыслят, так же они и живут; как люди верят, так же они и будут поступать. Традиции – это всегда вторичное, после учения. Что такое традиции? Крестный ход, например, это традиция. А то, во что верит человек (какой Бог, как возник мир), это учение.

И вследствие традиций всегда возникают у народа памятники, архитектура, скульптура, живопись, всевозможные материальные предметы, которые мы видим и можем потрогать. Видите, какая простая схема; если вы будете ее знать, это вам очень поможет разбираться в культуре. Традиции и памятники изучать легче всего: читай, как люди поступали, что они создавали; но разобраться в том, почему возникли эти традиции, это самое сложное. Самая сложная и важная тема это учение, с нее-то и надо начинать изучать православную культуру. Поэтому я и должен вам сегодня рассказать о православном учении.

Коротко православное учение выражено в Символе веры. «Символ» – это слово, которое означает изображение, ярко отображающее нужный образ. Символ веры это образ православной веры. В четвертом веке в Византии собрались вместе несколько сотен епископов и составили символ веры. Потому что к этому времени в народе возникло очень много ересей. Что такое ересь, вы знаете?

- Ерунда?

- А конкретнее.

- Неправильное учение о чём-то, ложь?

- Дело в том, что ложь — это неправда, а ересь — это правда, к которой примешали немного лжи, и в итоге всё исказилось. Самая большая опасность ереси в том, что ложь, когда смешивается с правдой, делается привлекательной и более похожей на правду. И когда накопилось много еретических учений о Боге, много фантастики появилось, святые отцы написали Символ веры, чтобы люди знали, как все-таки, надлежит веровать в происхождение жизни во Вселенной и в конец мира, в то, какой Бог и что Он сделал для людей. И я прочитаю вам этот текст на церковнославянском языке, это старинный русский язык, на котором у нас говорили двести лет назад. Вы следите за чтением по своим листочкам. Он для вас во многом будет непонятный, но всё равно послушайте: 

«Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,
Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго, прежде всех век,
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята и Марии…

- Много ли вы поняли из того что я прочитал?

- Частично понятно что-то: создатель небес…

- Во-первых, Символ веры говорит о том, что есть один Бог; во-вторых, что Бог это Святая Троица: Отец, Сын и Дух Святой.

- Если Он вообще один, а почему говорят Бог Отец и Бог Сын и Бог Дух Святой, а как так может быть Бог один, но Его три, как такое получается?

- Бог – Он хоть и один, но три личности: Отец, и Сын и Дух Святой это разные сущности. В четвертом веке святой Патрик оказался в Ирландии, где люди не верили в Святую Троицу. И у этих людей была традиция зажигать священный огонь в честь бога смерти, Хэллоуин у них праздновался. Жрецы вместе с народом приносили огонь ночью на вершину холма и зажигали там костер. И никто не имел права зажечь костер раньше их. Если какой-нибудь путник или охотник зажигал огонь, то его казнили. И вот чтобы рассказать этому народу о том, что Бог это Троица, Святой Патрик разжег там, на вершине, костер и сел ждать всех. Народ и жрецы поднимаются и в гневе спрашивают: «Ты – кто? Как ты посмел зажечь огонь?» А он отвечает: «Я пришел вам рассказать о Боге жизни, о Святой Троице, Отце, Сыне и Духе Святом». «Как же такое может быть, чтобы один являлся тремя?»  Тогда Патрик сорвал с земли трилистник и показал: «Видите? Растение одно, а лепестка-то три». И постепенно люди стали там христианами. С тех пор Ирландия имеет символ – трилистник. У нас на Руси иконописец преподобный Андрей Рублев в своей иконе гениально создал образ Святой Троицы и показал отчасти тайну Единства трех ликов Святой Троицы. Если сложить вместе три свечи и зажечь их, мы увидим, что хотя свечей три, но пламя – одной сущности. Так и в Троице сущность одна – Божественная, а Личностей –  три. Поэтому и говорится «Троица единосущная», имеет одну Божественную сущность, «и трехъипостасная»: три ипостаси это значит – три персоны, три личности, три лица. И поэтому есть молитва к Святой Троице: «Пресвятая Троица, помилуй нас…»; и есть – к каждому из лиц Святой Троицы: к Отцу Небесному – «Отче Наш», к Сыну Божиему – «Господи Иисусе Христе…», а к Духу Святому – «Царю Небесный…» 

Далее в Символе веры говорится, что Бог – Он Вседержитель, Творец неба и земли…

- А кто другие  планеты создал?

- Бог создал в четвертый день.

- Так Земля же связана…

- Наша планета Земля в первый день создана, а в четвертый день все остальные звёзды и планеты.

- Наука врет что-ли?!

- Она не врет, она выдвигает гипотезы. Это же гипотезы, они предполагают, что от них можно отказаться. Религия говорит, что Бог создал мир, а некоторые учёные выдвигают гипотезы.

В настоящее время одна из популярных гипотез происхождения мира это гипотеза «Живая Земля». Она говорит о том, что Земля наша это такая экосистема, которая сама способна мыслить. Если, к примеру, атомный взрыв произойдёт, то Земля его сгладит, развеет, поглотит, потому, что Земля может саморегулироваться. Почему она не соответствует православию? Тогда получается, что все люди, которые живут на Земле, это случайно возникшие живые существа, от которых, Земля, если захочет, в любой момент сможет избавиться, Земля может сбросить человека. Люди случайно выросли на теле Земли, и они случайно могут исчезнуть, потому что Земля когда-то захочет в другую сторону лететь. Православие говорит о том, что Бог создал Землю для человека, самое главное – человек, и для него Земля создана. Поэтому катастрофы с гибелью всего человечества, по православному учению, не будет – так, чтобы все люди утонули или были уничтожены метеоритом. И Земля будет жить до тех пор, пока живут люди.

- Метеориту-то всё равно, он полетит, и прямо на Землю, и всё!

- В Символе веры сказано также, что Бог Вседержитель. Это означает, что Он управляет Вселенной, Он может не допустить этого. Это называется промысел Божий, забота Бога о мире.

- А как же насчет Челябинска? В Челябинске же упал маленький камушек. Почему Бог не убрал его?

- Он же в воздухе взорвался. Значит, убрал.

- Но ученые, получается, противоречат вере?

- Нет, ученые не противоречат вере, потому что есть верующие ученые – и академики, и нобелевские лауреаты.

- А всё равно же что-то было до появления звезд, когда еще Бога не было.

- Бог вечно существовал, и до материального мира времени не было. Время появилось, когда возник материальный мир.

- Но как вообще появился Бог?

- Бог существует вечно. Он никогда не появлялся, не было никогда такого, чтобы Бога не было. Бог был всегда, и Он всегда будет.

- А где кроется начало, у всего же должно быть начало?

- Начало только у сотворенных существ может быть. Вот мы все сотворенные, когда-то мы были маленькими точками в животе у мамы. Мы не были вечно. А у Бога не было начала, Его никто не создавал.

- А как же тогда существовала темнота до появления планеты?

- Не было темноты, был свет, Бог – источник райского света.

- Как же Бог создал? Было всё белое, и Он взял и создал?

- У Него был замысел. Вот ты хочешь картину написать, ты идешь и думаешь об этой картине. Потом создаешь.

- Вот Он начал создавать, а где Он до этого был? Я понимаю, что мы Его не видим, а вот как бы так фактически, где Он был?

- Географические координаты неприменимы к нематериальному миру. Вопрос «где конкретно?» можно применить к тому, что в материальном мире, но Бог – Он Духовен. И всё же Бог везде, повсюду, Он во всей Вселенной. И при том, что Бог Вездесущий, везде пребывающий, Он в то же время и здесь, потому что Бог Духовный.

- А где тогда Господь живет? Вот говорят, что на небе, а за небом космос получается.

- Если Бог создал Вселенную, то Он, естественно, больше Вселенной. Вы слепите какой-нибудь зáмок, вы же больше этого замка. Но только Бог не смешивается с природой, ведь художник не смешивается с картиной, которую он создает. Но при этом Бог к людям ближе, чем воздух, потому что воздух проходит только в легкие, а Бог может войти в человеческое сердце, прийти в душу доброго человека. Только тогда человек может законно говорить: «Бог на небе, над всеми людьми и в моей душе».

- А создавал ли Бог другие миры, других людей до создания Адама и Евы?

- Да, до того, как Бог создал наш мир земной, Он создал мир ангельский невидимый, который мы не можем ни фотоаппаратом заснять, ни камерой, это невидимый мир, где существуют ангелы. А потом Он создал наш мир, все виды животных, рыб, птиц. И православие говорит о том, что Бог создал всё в шесть дней. В пятый день создал птиц, и в этот же день – всех рыб, а на следующий день создал всех животных и человека.

- И вы верите в то, что Бог за шесть дней сотворил Землю?

- На этот вопрос, конечно, существуют разные мнения…

- Нет, вы скажите, да или нет?

- Согласно православному учению, Всемогущему Богу не трудно мир создать в шесть дней, для Всемогущества не трудно и в одну секунду создать мир. А иначе кто же создал Землю?

- Само создалось. Нам в планетарии показывали видео, как Солнце откололось, всё полетело. Я вообще атеист.

- А что же у тебя на пальце колечко «Господи Иисусе Христе, спаси и сохрани».

(Смех в классе)

- Ой… это я тогда ещё не был атеистом. Я верю в теорию Дарвина!

(Реплики нескольких школьниц)

- А что это у нас тогда сейчас ничего не вырастает?

- Да! Почему мы дальше-то не мутируем?

- Но вот тогда послушайте, что говорил Дарвин: « Я никогда не был атеистом в смысле отрицания Творца». Дарвин считал, что есть Творец, но просто потом сотворенные существа начали эволюционировать: «В первую клетку жизнь должна была быть вложена Творцом. Предположить, что глаз с его сложнейшими системами, такой сложный механизм образовался в результате естественного отбора, будет, я честно признаю, абсурдом чистой воды».

Когда Бог создал людей, Он дал им всего три заповеди. Первая: населять землю, чтобы рождалось много детей у них. Вторая: «Не трогайте дерево познания добра и зла», значит, не делайте зло и слушайтесь Бога. И третья заповедь призывала нести культуру. Сказано было: «возделывайте и храните рай». Культура это как раз и есть третья заповедь. Происходит это слово от латинского глагола «коло» - возделывать. От этого слова происходит даже слово «культиватор», который возделывает землю. От латинских глаголов «colo» и «colere» происходит слово «cultura», оно имеет три группы смыслов: возделывать, взращивать и населять. Главная задача человека – быть носителем культуры, духовной, конечно, в первую очередь, культуры святости; это и есть начало православной культуры. Вот почему так важно быть культурными людьми, для этого люди созданы Богом и призваны приводить всё вокруг себя в порядок, культуру нести вокруг и для последующих поколений. Люди должны были возделывать рай, чтобы все живые существа улучшались в своей славе и достигали вечной жизни с человеком.

- Значит, по вашему мнению, человек не мог произойти от обезьян?

- Произойти не мог, но превратиться может тот, кто не ходит на уроки основ православной культуры и потом живет бессовестно и некультурно.

Но когда Адам и Ева согрешили, отказались повиноваться Богу, тогда смерть вошла в мир и после этого все стали смертные.

- То есть мы из-за Адама и Евы теперь умираем? Они согрешили, а мы умираем?

- Да, и кроме смертности люди получили  другой недостаток, это греховность. Откуда в людях сегодня грех берется? Каждый понимает, что зло делать легче, для этого даже думать не надо: сделал сразу, и зло получилось; а чтобы сделать добро, надо усилие приложить. Теперь все потомки Адама и Евы грешные, все люди грешные. На месте Адама и Евы мог оказаться любой человек, и никто не застрахован от того, что поступил бы так же, поэтому нельзя осуждать наших прапрабабушку с прапрадедушкой. Первые люди подпали под греховное проклятье, всё изменилось, и все потомки наследовали склонность к греховным поступкам. Образно выражаясь, в наших жилах теперь течет греховность и наша сущность теперь греховная. Надо с этим состоянием бороться, надо этому противостоять обязательно. Некоторые люди говорят: «Ну раз мы грешные, мы и будем делать всё что захотим!». Но это неправильный подход. Всё равно, что сказать: «Раз я болею, ну тогда я и не буду никогда лечиться, буду еще больше болеть». Надо лечиться от греха.

- А значит, это правда, что дети расплачиваются за грехи своих родителей?

- Да, правда, какими грехами страдают родители, такие грехи потом совершают и дети. Какой пример они видели перед собой, так они и будут себя вести. Правда, бывают исключения, когда дети начинают противостоять своей греховности и даже достигают святости.

- А откуда взялся этот искуситель?

- Искуситель это дьявол, невидимое существо, которое вначале было ангелом, а потом стало злым дьяволом.

- А зачем запретный плод там рос? Неужели нельзя было его выкинуть куда-нибудь?

- Запретный плод нужен был для испытания человека. Вот вы уже многое знаете, много учитесь, а вас отправят еще поучиться. Вы скажете: «Я уже много всего знаю, зачем я буду учиться?» А это нужно для повторения: чтобы становиться лучше и лучше, надо же всегда стремиться к совершенству. И Адам и Ева должны были совершенствоваться, не прикасаясь к запретному дереву познания добра и зла.

- Так что, яблоки есть нельзя?

- Древо познания добра и зла – это неизвестно какое дерево. Но в наше время запретные плоды существуют, и их уже не одно дерево, а множество, это – грехи. Каждый грех является запретным плодом.

- А страсть является ли грехом?

- Какая страсть?

- Ну, любовная страсть.

- Любовь это великое прекрасное чувство, оно ведет к созданию семьи, а страсть, которую больше всего сейчас пропагандируют, страсть не ради семьи, а ради телесных удовольствий – это грех.

- А если девушка гуляет с парнем, живет вместе с ним, но свадьбу совершать не собирается, пока не поймет, подходит ей парень или не подходит, то это грех?

- Да, это очень большой грех, в старину называлось – потеря чести, потому что душа и тело теряют чистоту и невинность. Это очень, очень плохо.

- Но ведь если до мужа у девушки будет сто женихов и из этих ста она выберет, может быть, одного очень хорошего и будет потом с ним жить…

- Для того чтобы выбрать одного лучшего жениха из ста, не обязательно превращаться в гуляку. Существовало всегда множество мудрых способов выбрать хорошего человека и при этом еще ни с кем не встречаться. А если кто-то со многими гуляет и расстается, это как раз прямой путь, чтобы впоследствии оказаться в одиночестве: мать-одиночка и ребенок, «безотцовщина». История подтверждает, что самые крепкие семьи и браки получаются, когда жених и невеста друг у друга первые.

После изгнания Адама и Евы из рая, их дети, потомки, стали расселяться по всему лицу земли.

- Так они между собой женились?

- Да, первоначально братья женились на сестрах, потому что тогда на земле была только одна семья и еще не было болезней и мутационных генов. У них было очень хорошее здоровье, потому что это были первозданные люди. Если же сегодня родственники женятся, то их болезни удваиваются. У каждого есть болезни – половина болезни у одного, половина у второго, – и у такого потомства болезни станут в два раза сильнее, и родятся инвалиды. Поэтому сейчас родственникам жениться нельзя. А тогда первые люди имели абсолютное совершенное здоровье, поэтому могли жениться на родственниках и могли очень долго жить.

- А сколько они жили?

- Известно, что самые большие долгожители жили больше девятисот лет, более девяти столетий.

- Ничего-о-о себе!!! Это ж как можно? А почему мы так мало живем?

- Во времена потопа, когда все люди утонули, остался только Ной со своей супругой, и у него три сына, Сим, Хам и Иафет, и три невесты у этих сыновей; и получается, что все последующие люди, которые появлялись, были очень близкими родственниками, потому что одна семья Ноя осталась на земле. Но к тому времени здоровье у людей ослабело и появилось много наследственных болезней. И тогда, скорее всего, появилось много мутационных генов, и люди не могли уже долго жить. Средний возраст стал тогда около ста пятидесяти лет.

- Получается что мы все евреи?

- Нет, Ной не еврей, он прародитель всего человечества, тогда еще не было национальностей. Национальности появились впоследствии в потомках Ноя. Даже Сим не еврей. Только в его потомстве появился человек по имени Евер, от которого происходит название еврейского народа. От Хама произошли темнокожие люди: австралийцы, африканцы. Потомки Иафета это европейцы. Сюда относятся и русские и китайцы. А третье направление человеческого рода это потомки Сима, это евреи и арабы, это близкие народы. Если вы сегодня посмотрите на древо народов, то увидите, что все ветви сходятся к трем стволам, которые исходят из одного единого, это и есть Ной и его три сына.

И вот люди стали создавать себе разные религии, потому, что не знали, какой Бог. Представьте, что в темноте четырех слепых людей подведут к слону, о котором они никогда ничего не слышали. Один человек потрогает его живот и скажет: «Слон это бочка». Другой возьмет слона за хвост и скажет: «Точно вам говорю, слон это змея». Кто-то возьмет слона за ногу и скажет: «Слон это пальма». Кто-нибудь за ухо схватит слона: «Да слон же это лопух!»  И так же разные народы по-своему представляли, какой он – Бог. И некоторые люди поклонялись звездам, Луне, Солнцу и говорили, что Солнце это Бог. Другие создавали себе статуи и говорили, что это боги, и приносили жертвы статуям. Помните, какие памятники нашел Тур Хейердал на острове Пасхи? Это идолы. В Индии Бога изображали с головой слона, потому что это могучее и распространенное у них животное. И для того чтобы прийти на землю и объяснить, какой все-таки Бог, и спасти людей от греха, Сын Божий родился среди людей и стал человеком. Поэтому было Благовещение, Бог послал своего ангела, чтобы он сказал деве Марии, что у нее родится необыкновенный Младенец – Спаситель людей. Дева Мария была пятнадцатилетняя девушка, когда получила благую весть о рождении Иисуса Христа.

И так второе лицо Святой Троицы, Сын Божий родился у Девы Марии. И этот Сын Божий пострадал за всех людей. Он, абсолютно Святой, принял нашу греховную человеческую природу; где была смерть, там поселилась жизнь. И благодаря Христу мы можем тоже стать святыми, потому что Он исцелил человеческую природу. Природа человеческая это не пейзаж, растения, небо, природа это человеческое естество, наша сущность людская. Вот Христос и исцелил сущность человека от проклятия грехом, под которое подпали люди после греха Адама и Евы. Но согласно христианскому учению те люди, которые не приходят ко Христу и не ходят в Церковь, не получают пользы от этого действия Иисуса Христа и остаются также грешниками, такими же, какими люди были в Ветхом завете, и грех дальше продолжает действовать внутри этих людей.

Иисуса Христа распяли на кресте при Понтии Пилате, это был наместник, поставленный от римский власти. Иисус Христос испытал ужасные страдания, умер и был погребен в пещере. Его гроб сторожило больше десяти римских воинов. И на третий день Христос воскрес, ожил. И Он отправил на проповедь Своих учеников во все страны мира.

И в сороковой день после своего воскресения Христос вознесся на небеса, на небо. Он ушел в иной мир, в параллельный нашему миру. Поэтому у нас нет на земле тела Иисуса Христа, потому что Его в нашем земном мире уже не стало, когда Он вознесся.

Первоначально верующие в Господа, сотни учеников Иисуса Христа, христиане собирались в маленьких храмах, в пещерах. Потом был построен в Константинополе огромный собор, святая София.

И Церковь по сути своей та же, какая она была в первые века, Церковь святая, такая же она до сих пор. Только появилось больше  архитектуры, больше памятников, предметов, святынь, материальных украшений. Почему, вы уже должны сами понять: потому что, как мы в начале урока говорили, традиции рождают материальные памятники, книги, иконы, храмы. Все эти красоты происходят благодаря воскресению Иисуса Христа.

Для того чтобы во все века люди могли питать свои души духовной пищей, существуют церковные таинства. Эти таинства находятся в Православной Церкви.  Причастие это святыня. Когда люди причащаются, то их душа питается. Вам же не нужно доказывать, что нужно есть. Мама нальет суп и скажет «кушай». Вы же не говорите: «Нет, ты мне, мам, сначала докажи, что суп нужно кушать, может, не надо это вообще».

- Желудок заболит.

- Да, заболит желудок, и это лучшее доказательство, что нужно есть, а душа тоже нуждается в пище. Когда у людей болит душа, то они приходят в церковь. Молятся, ставят свечи, исповедуются и причащаются.

- А как понять, ходить в церковь каждый день или, там, раз в месяц?

- Если говорить о норме, то у православных принято ходить каждое воскресенье в церковь.

- Вот вы сказали, что для православного человека обязательно нужно ходить в церковь. Ну, вот я хотел сказать, что не обязательно ходить в церковь, можно верить в Бога и дома. Если реально веришь в Бога, ты можешь эту веру показывать и дома, необязательно ходить в церковь. Да, это по правилам ходят в церковь, но если ты реально веришь в Бога, то можешь это не показывать людям, ты можешь сам где-то дома помолиться, и необязательно ходить в церковь: что, мол, раз я хожу в церковь, значит, верю. Можно верить в Бога, сидя дома, и ты будешь понимать, что ты возносишь Ему хвалу, и ты его любишь, и Он тебя тоже понимает. Так что в церковь ходить не обязательно, вот.

- Абсолютно не обязательно?

- Ну почему же, если это традиция у человека, то можно ходить.

- А если человек некрещеный, ему надо идти в церковь, чтобы креститься, или он сам может себя окрестить?

- Если он принял такое решение, то он должен идти креститься.

- Ну, так в церкви же?

- В церкви.

- Не дома же, правильно?

- Не дома, естественно.

- Дальше. Человек хочет причаститься, есть такое таинство в церкви – причастие. Так вот, он дома может себя причастить каким-то образом?

- Нет.

- Или, например, человек наделал грехи, и ему хочется исповедоваться, чтобы облегчить душу. Ему надо раскаиваться, ему надо идти в церковь и исповедоваться перед священником. Называется это таинство исповеди. И получается, что всегда нужно идти в церковь, потому что сам себя человек не может крестить, исповедовать или причастить. И обычно, когда человек хочет подтвердить, что он верующий, он идет в храм в церковь, а не просто дома сидит, потому что нужно свою веру показывать на деле.

«Вера без дел мертва» – говорит Священное Писание. Если вера не проявляется в делах, а человек просто сидит дома сложа руки, то вера его тщетна. Бог сказал первым Своим священникам, апостолам: «Кто вас не послушает, тот, значит, и Меня не слушает». Поэтому кто священников не почитает в церкви, тот значит, и Бога не почитает. Бог установил церковь для спасения всех людей. Церковь это такое место, такое средоточие, где люди встречаются все вместе, чтобы возносить Богу хвалу, как Бог Сам это установил. Богом сказано: «Я создам церковь Мою, и силы зла не одолеют ее». И зачем Он ее создавал, если в нее не надо ходить?

- Но ведь когда Иисус Христос появился, тогда же церкви еще не было, а вы говорите, что Бог создал церковь. Церковь создали люди, которые верили в Бога, а не Бог создал церковь.

- Вообще-то церковь появилась еще со времен детей Адама и Евы. У них был внук  Енос. Он стал собирать всех праведных братьев и сестер, и вместе они устраивали молитвы Богу: «Тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт.4,26).  Это были первые богослужения, первая церковь, только без стен и здания. А потомки Каина в эту церковь, конечно, не ходили – у них свои занятия были, к тому же они могли сказать: «Мы здесь сами Богу помолимся, зачем к вам ходить? Главное, чтобы вера в душе была, а где молиться, не важно». Они так отговаривались, и в результате на самом деле Богу не молились. Зато с другими существами общались, духов разных вызывали, и потом придумали себе много разных богов, быков, змей, драконов, с рогами и хвостами.

А потом, когда людей стало очень много, пророк Моисей создал скинию завета. Это было за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Там уже появилось конкретное здание – огромный шатер. Поэтому церковь Божья как место совместных молитв уже официально существует 3500 лет со времен пророка Моисея. И когда он записал десять заповедей, данных от Бога, первая заповедь гласила: «Я Господь Бог твой, да не будет тебе богов иных». Потому что когда истинному Богу в Ветхом завете переставали поклоняться, то очень скоро начинали поклоняться множеству иных богов, тем самым – с рогами и хвостами. И другая, там же, заповедь: «Шесть дней работай, а седьмой посвящай Господу Богу твоему». Эта заповедь обязывала каждый седьмой день идти в храм. По православному учению Бог Сам дал эту заповедь, значит, Он хочет, чтобы люди ее исполняли, а не просто сидели дома и верили в душе.

И заканчивается Символ веры словами: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Как вы переведете? Слово «чаю» вам понятно?

- Ну, да, чай.

- Нет, это не чай. «Нечаянно» значит неожиданно, а наоборот «я чаю» означает «ожидаю». Получается, что, по православной вере, мы ожидаем «воскресения мертвых и жизни будущей, вечной». Если человек говорит: «Всё плохо, я не вижу смысла жизни, я не хочу жить, меня не ожидает ничего хорошего в будущем», – то он впадает в «от-чаяние». Он, к примеру, становится готом, слушает музыку, где кровь, смерть, вешает на себя клыки, цепочки и говорит: «Для меня главное – умереть, мне надоело топтать эту землю». Он отчаивается, впадает в уныние, в депрессию. Поэтому отчаиваться никогда нельзя, а надо всегда иметь надежду, и эта надежда может оживлять человека и продлевать его жизнь. По христианскому учению, когда наступит конец мира, все люди оживут, а те, кто на тот момент будут на земле жить, изменятся, преобразятся. Все миллиарды людей, все, кто жил до Рождества Христова и после, все станут живые.

- А где же все будут?

- На нашей земле, но не на такой, какая она сейчас, с заводами и фабриками, засоренная, а чистая, здоровая.  

- А как все поместятся? Места не хватит?

- Земля будет преображенная: новая земля и новое небо. Пустынь не будет, огромных океанов не будет, и для Бога нетрудно расширить пространство. Называется этот момент «конец света и всеобщее воскресение».

- А вот когда все воскреснут, то это будут души или уже люди с телами?

- Именно люди с телами. Сейчас души всех людей ожидают на небесах, когда начнется всеобщее воскресение и суд.

- Вы сказали, что человек умрет, а потом дождется Страшного Суда. А как же быть с переселением в новое тело? Ведь душа рождается в другой стране в другое время, а вы говорите, что все будут на небесах?

- В конце мировой истории воскреснут все тела, все кости от голоса Божьего поднимутся из земли и облекутся плотью, и душа каждого человека получит свое собственное хорошее здоровое тело. Поэтому православие несовместимо с учением реинкарнации. По православному учению, когда тела оживут, положено, чтобы у каждой души было одно, свое тело, а не несколько.

- А так, тела – они все сгниют уже наверно?!

- Они будут восстановлены.

- Меня заинтересовала теория про кости усопших, поднимающихся из могилы при Страшном Суде. Я человек, верующий в Бога, но меня за мою жизнь научили верить науке, и я представить себе не могу этот процесс. Как такое возможно?

- Чудесным образом, силой Божией. Напомню вам, что физик Исаак Ньютон был христианин. Его однажды спросили: «Как все тела воскреснут, если их сожгли и растерли в порошок?» Он тогда берет железную стружку и перемешивает ее с опилками, берет магнит, проводит магнитом, и все кусочки железа вылетают из этого мусора и прилипают к магниту. И он говорит: «Если этот магнит имеет такую силу, неужели всемогущий Бог не имеет силы восстановить все частицы людей?» Для всемогущества Бога это не трудно. Душа-то живая у человека остается, а тело Бог извлекает из земли, все частицы, и воссоздает, и тело снова становится живое, и даже во много раз совершеннее, чем было при жизни.

По православной вере, тогда откроются облака, небеса раздвинутся, и с небес со славой придет Иисус Христос, это называется «Второе пришествие Христово». И тогда начнется Страшный Суд.

И после страшного Суда злые люди, которые делали только зло, у которых душа превратилась в погасший черный уголь и в которых ничего доброго нет, такие люди не смогут жить в раю. Они, если и попадут в рай, будут кричать: «Нам здесь ничего не нравится, здесь все такие добрые, а мы любим зло!» Поэтому они попадут в другой мир, мир ада (от греческого слова «хадес», что означает «подземное царство»). Это такой темный  скучный и очень грустный духовный мир, отдаленные области. Ад тем и страшен, что в нём совсем не так весело, как по дороге в него. А для тех, кто будет жить в раю, для праведных людей будет новая Вселенная, новый мир, новая  земля и новое небо.

Русский язык это великий язык. Нет такого чувства или переживания человеческого, которое невозможно было бы передать с помощью русского языка. Но даже он не в силах поведать о красоте рая, потому что это область иного бытия. И апостол Павел сказал об так, что не слышало то ухо, не видел то глаз, и на чувства человеку не приходила та радость, которую приготовил Бог для любящих Его.

На этом разговор о Символе веры заканчивается. Урок окончен. Видите, каким интересным оказался этот короткий текст, сколько в нём смысла.

 
Автор: Монах Паисий (Новожёнов).