О Монастыре

Преподавание православной культуры

Как приступить преподавателям к последовательному изучению всего материала по православной культуре и как его адаптировать и подготовить к преподаванию?

Если мы возьмем изобразительное искусство, то в нём есть определенные закономерности освоения навыков. Прежде чем рисовать портреты, нужно учиться рисовать кувшины. Прежде чем рисовать кувшин, нужно рисовать цилиндры – это неизменный закон. Если мы возьмем профессиональное обучение, то нельзя сначала учить детей рисовать лицо, а потом, спустя какое-то время – кувшины, а потом цилиндры – это будет нарушение порядка освоения науки. Есть здесь совершенно четкая логика.

Когда мы смотрим на нашу идею преподавания православной культуры, с чем мы сталкиваемся? Что такое православная культура? Это и учение, и наследие творчества тысяч зодчих, художников, мастеров, иконописцев, которые трудились в разных христианских странах, это быт и нравы преображенного христианством народа, а также отдельные люди, их биографии. Вся православная культура как явление в мире требует от нас постепенного приближения.

С чего начать, чтобы не было ошибки нарушения последовательности? Какие уроки первые, какие составляют основной блок, какие параграфы мы сделаем в наших курсах, какие разделы, пункты, как всё это определить, осмыслить и выразить? Это сложнейшая работа, которая сейчас ведется, но она еще очень далека от завершения, еще очень многое нужно прорабатывать.

Возникают здесь тысячи вопросов: что включать в курс православной культуры, что является культурой православия, а что нет, что стоит брать, что для школьников будет лишним? Что православие предложило миру, какие хорошие народные и государственные традиции, какие семейные традиции предложило православное учение? На все эти вопросы нужно найти ответы, если мы хотим емко и объективно изложить детям материал.

Меня как художника и иконописца много спрашивали о том, какие картины и иконы лучше всего использовать для рассказов о православных праздниках и жизни святых, и за время подобных поисков у меня и у самого сложились некоторые представления об особенностях использования иллюстраций для преподавания православной культуры. Мои представления, конечно, могут быть не совсем верными, но все-таки я хотел бы поделиться ими; а кто захочет, сможет меня поправить…

Я считаю, что для преподавания православной культуры можно в презентациях и видеороликах использовать католические картины и росписи, и вообще произведения всего мирового искусства, но отбор этих произведений должен быть достаточно точный и нормированный. Если потерять меру, получится не православная культура, а только общее христианское учение.

Сегодня многие сборники православной культуры иллюстрируют Библейскую историю католическими картинами или гравюрами эпохи Возрождения, гравюрами Гюстава Доре и тому подобным, и получается, что как будто русского православного национального искусства недостаточно, чтобы достойно явить нужный библейский образ. Можно поискать лучше, и мы найдем в русском церковном искусстве очень подробное отражение множества сюжетов и идей, необходимых для полного иллюстрирования наших тем. Конечно, если мы рассказываем притчу о блудном сыне, нужно показать картину Рембрандта, потому что его произведение на эту тему является шедевром такого значения, что обойтись без него, раскрывая данную тему через культурологию, уже невозможно.  Но всё время на уроках православной культуры обращаться к западным художникам было бы не верно. В русском искусстве есть достаточное количество миниатюр, росписей, картин живописцев XIX века, и, хотя использовать, повторюсь, можно всё мировое искусство, но предпочтение лучше отдавать русскому или, показывая католическую картину, так же показывать и древнерусскую икону.


Рафаэль. «Преображение» (фрагмент).

Андрей Рублев. «Преображение» (фрагмент)

При подготовке урока о сотворении мира недостаточно показать фотографии животных и картины западных художников. Нужно найти, где именно в русской культуре отобразилось знание о шестидневном творении мира. Если говорить о сотворении мира и никак не связать эту тему с русской культурой и православным церковным искусством, то у нас получится преподавание просто христианского учения. Но нам нужно выявить особенность именно преображенной христианством национальной русской православной культуры.

Разделы православной культуры.

Любую культуру любого народа можно изучать через три формы ее проявления. Это: учение, традиции, памятники культуры. Курс православной культуры тоже удобнее определить через три раздела. Часто эти разделы смешивают и излагают не по порядку, и получается путаница: сначала говорят о традициях, а потом об учении.

Православное учение – это содержание Ветхого и Нового Завета.

Второй раздел – традиции, это жизнь церкви в истории, вплоть до наших дней. Стихотворение современной нам поэтессы на библейскую тему или созданное митрополитом Илларионом Алфеевым произведение духовной музыки – это новейшая православная культура. Но в основе обучения должно стоять освоение базы общей церковной традиции от самой древности. Это – жития святых, это – церковные таинства, это – связанные с церковными праздниками традиции, посты, нравы, семейные традиции благочестия, монашеские традиции, традиции церковного искусства, церковные композиторы, гимнотворцы, виды пения, колокольного звона, шитья, иконописания, книгописания. С этого можно начинать раздел традиций.

Иногда на уроках или в пособиях показывают неизвестно кем нарисованную картинку, очень слабую эстетически, а повествуют о важной теме. Но эта малоизвестная картинка не стала частью высокой культуры православия, а знакомство детей с культурой должно происходить на самых лучших образцах.

В третьем разделе православной культуры дети могли бы узнавать об истории того или иного храма, монастыря, почитаемой древней иконы; всё это – местное духовное краеведение, материальные памятники православной культуры. И, конечно же, в этом разделе происходило бы знакомство с двухтысячелетней историей всего церковного искусства, начиная с живописи римских катакомб и заканчивая иконописными школами XX века.

Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад.

Можно отдельно знакомить детей с тремя разделами православной культуры: сначала пройти всё учение, затем традиции и в конце только – церковное искусство, святыни. Но можно и в одном уроке проходить все три этапа знакомства, просматривать всё, от учения до отражения в памятниках.

В Библии говорится о шести днях творения мира, и мы показываем, как древнерусские мастера создали миниатюру на эту тему в учебнике для царских детей.  

Интересно показать, как в истории России православное учение проявило себя в традициях и какие при этом появились культурные памятники. Например, на уроке «Праздник Покрова Божией Матери» дети слушают рассказ о событии явления Богородицы Андрею Юродивому, читают тропарь, разбирают его; но получается десять минут, урок еще идет. Значит, лучше житие Андрея Юродивого раскрыть подробнее: какие времена были в Византии; показать храмы; рассказать, как повествование о явлении Богородицы через книги пришло на Русь в XI веке, какие памятники появились на Руси благодаря этому повествованию, как много икон и церквей: «Покрова на Нерли», «Покровский собор Василия Блаженного», церковь в стиле барокко «Покрова в Филях». И местные городские храмы в честь Покрова.

Для проведения уроков по библейской истории нам необходимо пользоваться разными пособиями, презентациями и толкованиями.

Детям сложно постигать аллегорические символические смыслы библейских событий, воспринимая эту историю только на словах или из текстов. Для лучшего понимания и запоминания детям обязательно нужны будут иллюстрации и дополнения в ссылках на традиции, истории о том, как вера проявлялась на бытовом уровне. Поэтому дети лучше знакомятся с верой через культуру и искусство.

Также надо определить, какие моменты из библейской истории мы раскрываем подробнее, а какие освещаем не так подробно или совсем не вносим в программу. Это выборочное изучение библейской истории необходимо, это допустимо. Множество ветхозаветных войн, перечисления, интриги царей: их очень много, и они не все нужны детям. И это очень интересный вопрос адаптации, который по-разному решается разными авторами пособий по православной культуре. Кто-то не берет Благовещение, сокращая евангельское повествование, но рассказывает о нём в рубрике «Иконы праздников»; кто-то, напротив, расширяет. Можно давать короткий урок о деяниях Господа Иисуса Христа, а можно проводить блок уроков, разделяя деяния Христа на четыре урока: «Притчи», «Чудеса», «Учение», «Деяния».

Урок о сотворении мира не обязательно должен быть самым первым в курсе православной культуры. Возможно, лучше, если такому уроку будут предшествовать вводные уроки на темы: «Родина», «Местные святыни нашего города», «Бог», «Ангелы», «Душа», «Духовный мир», «Духовные ценности», «Образ Божий в человеке», «Нравственные законы», «Добро и зло», и после них уже начинать стандартное изложение истории о шестидневном сотворении мира и самые главные события библейской истории. Причем, учитель обязательно должен начать шестоднев с полного рассказа о сотворении ангельского мира, отпадении части ангелов и появлении злых сил. Этот блок повествования необходим перед сотворением человека, потому что он дает понимание всего происходящего впоследствии. В самой же Библии в первой главе не сказано про сотворение ангелов и про отпадение денницы, это говорится впоследствии. Но для связи и логики повествования, на уроке, библейские события приходится излагать особым способом – не в той последовательности и не в таком объеме, в каком они отражены в Библии, а так, как необходимо для преподавания.

Часто детям просто пересказывают шесть дней творения и грехопадение. Но лучше в начале урока объяснить цель, смысл творения Богом мира и человека, а потом можно следовать схеме шести дней творения.

Да будет свет, Господь сказал,
И отступила тень,
И свет чудесный засиял
Наутро, в первый день.

И над водою он поплыл,
Тьму отгоняя прочь.
Но свет и тьму Бог разделил
И создал день и ночь

Но было много пустоты,
И вот на день второй
Бог создал небо из воды
И поднял над водой…

Фрагмент древнерусской миниатюры «Сотворение мира» («Учебник для царских детей Ивана Грозного», XVI в.).

В повествовании о сотворении человека важно не просто указать, какие три заповеди были даны людям в раю, а раскрыть их подробно. За каждой заповедью скрыто сложное явление, и фраза-формула «Возделывайте и храните рай» недостаточна для глубокого и правильного понимания.

В уроке о грехопадении можно применять схему сравнения: «как было и как стало».

1. В раю люди говорили с Богом; сегодня люди не видят Бога.

2. В раю силы человека были направлены к добру; сегодня добро делать тяжело, а злое легко.

3. В раю люди были дружны; сегодня люди стали вести войны.

4. В раю люди повелевали стихиями; сегодня природа перестала давать изобилие плодов, и ее необходимо возделывать.

5. В раю люди могли повелевать животными; сегодня большая часть животных вышла из послушания человека.

При проведении уроков на тему Ветхого Завета важно при всех повествованиях о различных событиях не упускать главной идейной линии всех тем – это постоянно повторяющиеся в разных прообразах пророчества о рождении у Девы Сына – Спасителя человечества от греха.

Александр Иванов. «Явление Христа народу».

На примере одной темы из Нового Завета хочется показать, какие варианты проведения урока возможны.

Урок о крещении Господа Иисуса Христа. В первую очередь дети должны послушать повествование о жизни Иоанна Крестителя, о том, как происходило крещение Христа; в само повествование могут войти объяснения незнакомых понятий.

«Пустыня» – ведь это не обязательно местность, где много песка; это так же и пустынное место. «Покаяние», «Исповедь грехов», «Богоявление»: почему такое название? Потому что Бог явился людям. И как явился? Это первое явление Христа народу перед выходом на проповедь, а голос Отца Небесного, Дух Святой в виде голубя, и Сам Сын Божий – это явление Святой Троицы в Новом Завете; в этом и есть суть праздника Богоявления. Это обязательно надо раскрыть для детей. И нам необходимо обратиться к иконографии православных икон.

Для лучшего погружения в евангельское повествование я предлагаю рассмотреть картину Александра Иванова «Явление Христа народу». Она – лучшее произведение русской живописи на эту тему. Можно рассмотреть этюды к картине, типажи, лица разных характеров, задать детям вопросы: что художник хотел показать через этих людей? Имеются специально подобранные характерные эскизы, фрагменты и этюды: «Сомневающийся человек», «Радостные верующие отец и сын», «Рассерженные недовольные фарисеи». И даже после этого у нас останется лишнее время до конца урока.

Вторую часть раскрытия темы можно представить как просмотр древних христианских купелей для крещения и специальных храмов-баптистериев: как всё это было красиво в ранней церкви. Можно показать баптистерии Равенны с их чудесными мозаиками. Рассказывать о таинстве крещения – как оно совершается в храмах: можно и на данном уроке, а можно и в разделе традиций. Иногда рассказ о таинстве крещения переносят в другой раздел – «Богослужение» или «Храмоведение». Конечно, можно и так, но может получиться интереснее, если показать детям не отдельно уже сформировавшееся чинопоследование, а провести связь с Евангелием: как Иисус Христос пришел креститься. И показать, как в наше время проходит таинство крещения.

Если мы будем говорить о таинстве крещения, то необходимо рассказать о самых главных мероприятиях, связанных с ним, о выборе крестных родителей, о том, что такое подготовка ко крещению и огласительные беседы, для чего они нужны были в древности и почему нужны сегодня. Можно объяснить детям смыл самых главных действий в чинопоследовании: хождение вокруг купели, погружение в воду или обливание, чтение Символа Веры, одевание белой одежды, миропомазание, выбор небесного покровителя.

Дети очень любят бытовую сторону всего, и в церкви тоже. И когда мы будем говорить о таинстве, важно показать варианты крещений. Бывают полные погружения в купель, бывают погружения в чашу, в бочку, бывают обливания головы или крещения прямо в реке, когда людей крестится очень много. И всё это разнообразие можно проиллюстрировать картинами, иконами и фотографиями.

Если мы включим в урок рассказ о том, когда по православному календарю празднуется Крещение Господне, то в этой же теме празднования можно рассказывать о традиции освящать воду в реке, о крещенской воде, о крестном ходе, о купании в ледяной воде и пении. Можно включить детям церковное песнопение, где исполняется Тропарь праздника Крещения: «Во Иордане крещающася Тебе Господи…».

На уроке важно обратить внимание детей на слова тропаря: «родителев бо глас свидетельствоваше тебе», «и Дух в виде голубине».

Детям можно записать этот тропарь в тетради и под ним написать его же на современном русском языке.

Мне кажется, что если планировать некоторые уроки таким образом, то они будут достаточно насыщенными эстетически, многогранными и интересными.