Пресса о нас

Первый патриарх

Источник: МОСКОВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК

2 июля нынешнего года произошло весьма значимое событие в жизни Русской православной церкви, касающееся культурного и духовного наследия нашего народа. В старинном русском городе Старице Тверской области установлен памятник первому Патриарху Московскому и Всея Руси Иову. Автором этой скульптурной композиции является заслуженный художник России Юрий Хмелевской, который проживает в городе Хотьково Московской области. Предыстория этого события такова.

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 95

В июле 2010 года город Старицу посетил святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Его визит был приурочен к торжествам, посвящённым 900-летию Старицкого Свято-Успенского монастыря, который по праву называют жемчужиной Тверской епархии. Эта небольшая обитель играла значительную роль в политической и духовной жизни России. Именно здесь начал свой подвижнический и святительский путь первый Патриарх Московский и Всея Руси Иов. Здесь он провёл и последние дни своей земной жизни.

Помимо патриарха Иова, прославлены на всероссийском уровне и причислены к лику святых настоятели упомянутого монастыря архимандриты Герман и Дионисий. В белокаменном Успенском соборе обители до сих пор покоятся мощи схимонахини Пелагии – матери святейшего патриарха Иова. Она исконно почиталась жителями Старицы заступницей веры и благочестия.

Во время визита святейший патриарх Кирилл поддержал идею создания памятника святителю Иову и освятил место, где предполагалось установить монумент.

Фонд Возрождения Старицкого монастыря объявил конкурс на лучший проект памятника, победителем которого и стал Юрий Хмелевской.

Торжественное открытие монумента состоялось в день памяти святителя Иова – 405-летия его кончины. Праздничный молебен по случаю этого события возглавлял архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Однако освящение монумента решили отложить до приезда святейшего патриархи Кирилла, который во время визита в Старицу в 2010 году обещал совершить этот церковный чин.

Уместно сказать несколько слов о создателе памятника.

Юрий Павлович работает по православной тематике с начала 90-х годов прошлого века. Он автор ряда скульптур известных духовных деятелей Русской православной церкви, в том числе патриарха Гермогена, святителя Алексия митрополита Московского и других. В середине сентября в Свято-Успенском монастыре города Александрова прошла выставка его работ.

Памятник первосвятителю изготовлен из бронзы. Установлен на небольшом постаменте из черного мрамора. Святейший патриарх Иов восседает на белокаменном кресле. В правой руке он держит святительский жезл, в левой – богослужебную книгу. Его несколько отрешённый вид выражает глубочайшую мудрость и смирение. Фигура святителя самым органичным образом вписалась в ансамбль монастыря и воспринимается настолько естественно и живо, что порой кажется, что патриарх вот-вот встанет со своего святительского места и пойдёт вершить обычные монастырские дела.

Первый Патриарх Московский и Всея Руси Иов отличался высокой образованностью и многими дарованиями. Он так величественно совершал богослужение, что некоторые современники говорили о нём: «Прекрасен в пении и в чтении, яко труба дивна всех веселя, услаждая и умиляя до слёз». Божественную литургию святитель служил ежедневно по памяти без богослужебных книг, знал наизусть Псалтирь, Евангелие и Апостол. Был великий постник, никогда не пил вина. «Муж, нравом, и учением, и благочинием, и благочестием украшен... Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», отмечает его жизнеописатель.

Святитель происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии, где родился в 30-e годы ХVI столетия. В миру носил имя Иоанн. Его отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его для получения первоначального образования. Монастырское воспитание возбудило в нём желание служить Богу в иноческом образе. Но в 1553 году, когда Иоанн окончил обучение в монастыре, отец решил его женить. В день венчания юноша отпросился у родителей в обитель для беседы с духовным старцем. Придя к архимандриту Герману, он упросил старца постричь его в монашество.

Более 15 лет провёл будущий первосвятитель в Старицкой обители, пройдя путь от послушника старца Германа до настоятеля.

В 1569 году Старицкий монастырь посетил царь Иоанн Грозный и обратил внимание на всесторонне образованного и духовно преуспевающего инока Иова и повелел возвести его в сан архимандрита. А в 1571 году архимандрит Иов уже был назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве. С усердием исполнял он возложенное на него послушание. Как настоятель одного из главнейших монастырей того времени, святитель принимал участие в наиболее важных делах Русской церкви, а нередко и государства.

В 1575 году святитель Иов был назначен настоятелем Ново-Спасского монастыря и в течение шести лет возглавлял древнюю московскую обитель.

В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году – митрополитом Московским.

23 января 1589 года при участии патриарха Константинопольского Иеремии II состоялось наречение, а 26 января – торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и Всея Руси.

Главной целью всей деятельности патриарха Иова было укрепление православия в России, повышение образованности и нpaвственности духовенства, духовное просвещение народа. По инициативе святителя были проведены преобразования в Русской церкви, в результате которых в Mocковский патриархат вошли четыре митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Святитель Иов с усердием благоустраивал церковную жизнь. Он провёл ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на поддержание благочиния в храмах.

Особенно важным было начатое святителем печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, а особенно в новопросвещённых землях – в Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель также предпринял ряд мер по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

До нас дошло несколько произведений патриарха Иова. Одно из них – «Повесть о честнем житии царя Феодора Иоанновича», вошедшая в Никоновскую летопись. В этой повести описываются важнейшие события времени царя Феодора: учреждение патриаршества, покорение Сибири, шведские войны, войны с крымскими татарами.

При патриархе Иове были прославлены новые русские святые: Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоцкий (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

Со смертью царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжёлые времена святитель Иов сохранял истинное христианское терпение, бесстрашие и мужество. Он фактически первый возглавил противостояние польско-литовским захватчикам, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. И в устных проповедях, и в особых патриарших посланиях он обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Чудовского монастыря Григория Отрепьева.

Лжедмитрий успел заручиться поддержкой Польши и Ватикана, обещав ввести в России унию, и собрал немалое войско. В январе 1605 года патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживавших его изменников. Первосвятитель и молитвенник за весь русский народ святой Иов бесстрашно обличал разрушителей государственного порядка, внесших нестроения и в церковь Божию.

Между тем Лжедмитрий быстро продвигался к Москве. 13 апреля 1605 года после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город практически без сопротивления был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию, был низложен.

10 июня 1605 года мятежники ворвались в Кремль и, жестоко избив, выволокли патриарха из Успенского собора на Лобное место. С него сорвали облачение и в простой телеге отправили в Старицкий Успенский монастырь, приказав настоятелю монастыря архимандриту Дионисию держать старца «в железе и всяческом озлоблении».

Преподобный Дионисий не внял строгому приказу Москвы и принял старца как патриарха. Два года первосвятитель прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он всё время проводил в молитве.

После свержения Лжедмитрия I царь Василий Шуйский решил вернуть на патриарший престол законного патриарха Иова, но тот не мог более нести тяжёлый крест высокого святительского служения по причине глубокой старости и почти полной слепоты. На своё место он благословил митрополита Казанского Гермогена.

Патриарх Иов мирно почил 19 июня 1607 года и был погребён у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня. В 1652 году мощи святителя были торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского Кремля, где они покоятся и поныне. Но в Старице по-прежнему почитают место его первоначального погребения: в Успенском монастыре в память о патриархе Иове осталась усыпальница с белокаменной плитой с могилы святителя.

По благословению святейшего патриарха Пимена (1971–1990) и Священного синода имя святителя Иова было внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Apхиерейском соборе Русской православной церкви 7–14 октября 1989 года.

Память его совершается Русской православной церковью 18 апреля, 2 июля и 18 октября.