Пресса о нас

Благому делу нет предела

Источник: http://www.tverlife.ru

 
1 фотоФото: Александр Солодков
Мы, как общество, как народ, есть то, что мы празднуем. И чем лучше и чище наши праздники, тем с большим оптимизмом можно вглядываться в наше будущее.
 
Такого рода размышления вызвало нынешнее празднование Успения Пре­святой Богородицы в Старицком Свято-Успенском монастыре. Вообще-то монастырь, как место уединения монахов-молитвенников, должен настраивать на строгий лад. Но вовсе не правы те, кто думает, будто монастырь обязательно должен быть местом мрачным и лишенным радости. Если же он посвящен Пресветлой и Пресвятой Богородице, всегда оказывавшей особое попечение нашему Отечеству и Русской Православной Церкви, и к тому же на себе ощутил ее высокое покровительство, то более радостное место на земле и представить трудно.
 
Отвечая на вопросы журналистов пос­ле Божественной литургии в Успенском соборе, высокопреосвященный митрополит Тверской и Кашинский Виктор подчеркнул, что особенность нынешнего, как он выразился, Дня ангела Старицкой святой обители состоит в том, что он отмечается в год 1025-летия Крещения Руси. Тем самым владыка выразил глубокую связь истории монастыря, как и всей Русской Православной Церкви, с историей России. По сути дела, те, кто помогал восстанавливать монастырь, не монахам только помогли и даже не церкви как организации.
 
Возрождая древнюю обитель, ее замечательные храмы, составляющие славу древнерусского зодчества, они исполняли свой патриотический долг, то есть послужили стране, а вовсе не отдельным людям или организациям. Потому что возрождение традиций нашей истории и нашей культуры, неотделимых от православия, – в интересах всего народа.
 
Выступая в свою очередь перед прессой, гость праздника Виктор Борисович Христенко подчеркнул, что возглавляемый им фонд «Святитель Иов» не собирается сворачивать свою деятельность по возрождению Свято-Успенского монастыря в связи с тем, что задача восстановления архитектурных памятников, бывшая главной при создании фонда в 2001 году, по сути, решена. Возрождение не может прекратиться, как не может прекратиться жизнь. Председатель фонда фактически продолжил мысль владыки Виктора о важности монастыря для возрождения духовных традиций, соединяющих современную Россию со Святой Русью. «Слава Богу, что такое место в России есть и что оно живет», – сказал он.
 
Несколько неожиданным выглядело появление на территории монастыря трогательных первоклашек: маленьких девочек с большими бантами и мальчиков в отутюженных костюмчиках. В близости Успения к началу учебного года, оказывается, тоже можно усмот­реть промысел Божий. Благословение митрополита Тверского и Кашинского Виктора, приветственные слова Виктора Христенко, присутствие помощника Президента РФ Татьяны Голиковой и представителей власти тверского региона Людмилы Ивановой и Андрея Гагарина – все это вместе с колокольным звоном и пением певчих должно навсегда врезаться в их память и, кто знает, может быть, во многом определить их жизнь.
 
В общем-то такое соединение церковного и сугубо мирского вроде бы праздника оказалось на удивление органичным. И выступление старших ребят с рассказом об их паломнической поездке в Армению, и спектакль Тверского академического театра драмы «Бременские музыканты», и фестиваль искусств «Успение», на котором свое искусство продемонстрировали академический хор «Песни России» и ансамбль народных инструментов «Финист-Балалайка», – все вместе это составило широкую палитру наших культурных и духовных традиций, неотделимых друг от друга. И передача этих традиций подрастающим поколениям – безусловно, общая задача общества и церкви.
 
Важной частью праздника стало и освящение новых икон, предназначенных для алтарей двух приделов монастырской церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм. Чин освящения возглавил митрополит Виктор. Среди выполненных московскими мастерами специально для Свято-Успенского монастыря икон особое внимание привлек образ преподобного архимандрита Дионисия Радонежского. Под этим именем был канонизирован выходец из Старицкого монастыря, сыгравший исключительно важную роль в духовном преодолении Смуты.
 
В том же верхнем приделе Введенской церкви появилась еще одна икона с удивительной судьбой. Написанная примерно 300 лет назад икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в годы Великой Отечественной войны оказалась в старообрядческой Покровской церкви города Ржева. Город, как известно, в ходе полуторагодовых боев был практически уничтожен, и жителей в нем почти не осталось. Перед своим уходом из Ржева фашисты согнали последних выживших ржевитян в эту церковь с намерением их уничтожить вмес­те с храмом. Но не успели это сделать. Советские солдаты освободили обреченных на гибель людей. Икона была не только свидетельницей этих скорбей, но и получила ранение: осколок снаряда пробил ее насквозь в верхнем правом углу. В конце концов икона попала в мастерскую московских художников-рес­тавраторов «Феофания». Один из них, Константин Бенедиктов, и рассказал эту историю. Реставрация иконы только началась, и дальнейшая ее судьба пока не ясна. Но, как считает художник, будет вполне справедливо, если она останется в Старицком монастыре.
 

В общем, праздник оказался удивительно насыщенным. Остается добавить, что и день для него выпал погожий – солнечный и еще по-летнему теплый. Хочется верить, что и тут Божия Матерь помогла, упросила Сына не портить праздника Ее обители плохой погодой.