Пресса о нас

Возрождение Вознесенской обители. Возможно ли?

Источник: Журнал "Монастырский вестник"

В рамках выставки-форума «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» состоялась научно-практическая конференция, посвященная 85-летию разрушения Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле.

По всей России на наших глазах происходит восстановление обителей, практически полностью разрушенных за годы советской власти. К 900-летию древнейшего Старицкого монастыря на Волге, устроенного иноками Киево-Печерской лавры, Святейший Патриарх Кирилл освятил главный Успенский собор монастыря, восстановленный из руин. А сколько храмов отстроено заново сестрами Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря во Владимирской области! В любом регионе сегодня можно найти обитель, которая переживает свое второе рождение, что несколько десятилетий назад и представить себе было невозможно. Как невозможно было представить то, что речь зайдет о восстановлении на территории Кремля Вознесенского и Чудова монастырей. Но летом нынешнего года Президент России Владимир Путин высказал такую идею, подчеркнув при этом, что «нужно будет проговорить с общественностью – московской общественностью, архитектурной общественностью, – согласовать этот вопрос с ЮНЕСКО, поскольку Кремль находится под охраной ЮНЕСКО, и вообще проработать все, для того чтобы спокойно, без суеты, основательно подойти к решению этой задачи, если, конечно, все мы придем к выводу, что это целесообразно».
Общественность к разговору готовится серьезно, и одно из свидетельств – прошедшая в рамках выставки-форума «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» научно-практическая конференция, посвященная 85-летию разрушения Вознесенской обители на территории Кремля. Конференция собрала много людей, и всех их – от ученых, общественных деятелей, священнослужителей и до простых горожан – волновал вопрос, как вернуть Москве не только ее исторический облик, но и историческую память. Ведущие протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма Преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы, и известный публицист, режиссер, телеведущая, Председатель Правления Фонда имени Великой княгини Евдокии Московской Любовь Акелина сообщили участникам радостную новость: по решению Городской межведомственной комиссии по наименованию территориальных единиц, улиц и станций метрополитена – специальном уполномоченном органе при Правительстве Москвы – сквер возле храма преподобной Евфросинии Московской отныне будет носить ее имя!

Именно преподобная Евфросиния Московская основала в Московском Кремле – в память о Куликовской битве – Вознесенскую женскую обитель, ставшую впоследствии усыпальницей для женщин великокняжеского и царского рода (жен Рюриковичей и цариц из рода Романовых, которые тоже связывали себя с Рюриковичами). Иноческий постриг Великая княгиня Евдокия приняла за несколько недель до смерти, но всю жизнь она – супруга святого благоверного князя Димитрия Донского – была горячей молитвенницей, постницей, добродетельной по своим делам и житию.

– Мы знаем, что преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, по нашим меркам очень рано вышла замуж – в 13 лет, – сказал отец Алексий Ладыгин. – И перед нею была не та славная красивая Москва, которую сегодня можно увидеть, а пострадавший от пожаров город. Евдокия вместе со своим супругом строила белокаменную Москву, воздвигала храмы, монастыри, укрепляла Отечество, закладывая основы национальной державности. Она провожала супруга-воина на Куликовскую битву, и вспомним: вместе с ним на поле боя отправился разный народ, а вернулся оттуда народ единый – русский.

Летописцы пишут о Евдокии и Димитрии как о «совести народа» и «образце целомудренного супружества». Родив 12 детей, эта великокняжеская семья явила ярчайший пример для подданных. При жизни Великую княгиню называли с любовью «матерью». Она была словно родная мать для нищих, вдов, сирот. А после кончины преподобной люди не раз видели, как возле ее гробницы свеча возгорается сама собой. Дошли сведения о многих случаях чудотворений.

По словам Галины Ананьиной, председателя Женского православно-патриотического общества, сопредседателя Международной общественной организации «Союз православных женщин», также еще известной общественности и как руководитель Фонда по установке памятника Патриарху Гермогену, о преподобной Евфросинии Московской широко заговорили чуть более десяти лет назад. И вот за это время был построен храм в ее честь в Котловке (Котлы являлись родовым имением Великой княгини Евдокии, где она со своим сыном Василием встречала митрополита Киприана, главу Русской Православной Церкви, и уговорила его остаться в Москве, что сделало Москву духовным центром Руси). А в ноябре прошлого года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на территории этого храма на Нахимовском проспекте торжественно был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Димитрию Донскому и Великой княгине Евдокии, принявшей в монашеском постриге имя Евфросинии (что означает «радость»), с чадами.

– Эти реализованные проекты свидетельствуют, что сегодня в нашу историю, в нашу жизнь возвращается то женское начало великих жен Руси, которое в какой-то степени было утрачено, – сказала Галина Васильевна, добавив, что нужно радоваться и благодарить Господа за имеющуюся возможность продолжить этот большой духовный труд, очень нужный для всех нас.

Тему оживающей исторической памяти о великих личностях, созидавших Россию, продолжил Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, возглавивший работу конференции.

– Для того, чтобы общество правильно чувствовало свои христианские исторические интуиции, очень важно иметь не просто лозунги, слова, красивые фразы, наукообразные тексты, а иметь живые примеры перед собой. Не раз было сказано, что пример воспитывает сильнее, чем слово. Пример жизни многих русских цариц и княгинь помогает отвечать на животрепещущие вопросы правильно. Ведь это пример веры, мудрости, самоотверженности, государственного служения, преданности и семье, и народу в целом. О чем следует рассказывать в школах, снимать фильмы и говорить с помощью средств всех современных технологий и приемов современной культуры. О таких примерах нужно говорить в проповедях в храмах и на выставках, как эта церковно-общественная выставка-форум «Русь православная», – заключил отец Всеволод.

Много интересных докладов прозвучало на форуме. Выступавшие говорили о пронзительной истории Вознесенского монастыря и его чудотворной иконе Божией Матери «Державная» (сейчас она находится в Казанской церкви в Коломенском); о важной поминальной миссии обители и спасении останков царских и княжеских жен из монастырского некрополя в годы советской власти; об исследованиях учеными захоронений в последние полтора десятка лет; иконографии преподобной Евфросинии Московской.

Особенно взволновал собравшихся доклад о духовной связи Великой княгини Елисаветы Феодоровны с Вознесенской девичьей обителью в Кремле, который прочел Дмитрий Гришин, кандидат исторических наук, доцент факультета «Лингвистика» Международного института менеджмента ЛИНК, автор книги «Трагическая судьба Великого князя».

 

За неделю до своего бракосочетания с Великим князем Сергеем Александровичем принцесса Гессен-Дармштадтская приезжает в Москву и останавливается в Кремле. 27 мая 1884 года она впервые видит кремлевские монастыри и испытывает при виде этих архитектурных шедевров чувство высочайшего восторга. А когда через две недели после свадьбы она, супруга Великого князя, вновь приезжает сюда, то с неослабевающим чувством восторга пишет своей бабушке английской королеве Виктории, что эти удивительные православные монастыри невозможно описать словами – лучше она их нарисует. И рисует, делает наброски. Но самое главное начинается после того, как Великий князь Сергей Александрович назначается московским генерал-губернатором. Пока для него готовят генерал-губернаторский дом, великокняжеская чета поселяется в Малом, или Николаевском, дворце, что находился между двумя монастырями – Чудовым и Вознесенским.

– Насколько часто сама Великая княгиня посещает девичью обитель? Трудно сказать со всей определенностью, но прослеживается одна интересная закономерность, – продолжил Дмитрий Борисович. – По разным записям можно увидеть, что великокняжеская чета обычно появлялась здесь в первые дни Великого поста, когда читался покаянный канон преподобного Андрея Критского. Принявшая Православие в 1891 году, Великая княгиня по примеру своего супруга, во всем ему подражая, во всем следуя его путем, исповедуется в великопостные дни и причащается…

Известно также, что преподобную Евфросинию Московскую Великая княгиня Елисавета Феодоровна особо почитала, приходила к ее гробнице. И в 1907 году, когда с пышной торжественностью, с приездом многочисленных делегаций со всей страны отмечалось 500-летие создания Вознесенской обители (это также была дата – с разницей в несколько недель – 500-летия преставления ее основательницы), Великая княгиня Елисавета Феодоровна заказала золотую лампаду и собственноручно поставила ее на раку с мощами преподобной. Сестры обители изготовили большой покров на гробницу основательницы монастыря с изображением святой в полный рост, а также с изображениями Великого князя московского Димитрия Донского (к тому времени еще не канонизированного), преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия, митрополита Московского, и святого благоверного князя Даниила Московского. Но мало кто знает, что расшит покров был драгоценностями, жемчугами, которые лично пожаловала на эти цели Великая княгиня Елисавета Феодоровна. И кандидат исторических наук Дмитрий Гришин, и кандидат богословия, профессор протоиерей Алексий Ладыгин вспомнили еще один факт, свидетельствующий об особом почитании будущей преподобномученицей преподобной Евфросинии Московской. Любящая цветы, Великая княгиня заказывает гирлянды из роз и васильков, чтобы украсить раку с мощами святой. Гирлянд оказалось так много, что ими украсили и иконостас в храме. Еще что примечательно: в тех юбилейных торжествах принимал участие первый из священномучеников Русской Православной Церкви митрополит Владимир (Богоявленский), возглавлявший тогда древнюю кафедру великих святителей Московских. А ранее большие усилия к росту почитания среди верующих преподобной Евфросинии Московской прилагал другой выдающийся иерарх и проповедник Русской Православной Церкви – святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский.

***

Президент России Владимир Путин высказал идею о возможности восстановления двух обителей на территории Кремля, и это – несомненное чудо, добрый знак в истории нашего государства. Если же конкретно говорить о Вознесенской женской обители, то, по убеждению участников конференции, всем нам нужно немало потрудиться, чтобы как можно больше людей узнало и об истории монастыря, и об его основательнице. Чтобы верующие люди установили с преподобной молитвенную и духовную связь, прибегая к ее небесному заступничеству во всех своих нуждах и сложных обстоятельствах. Тогда те, кому открылся или откроется дивный образ Небесной покровительницы Москвы, смогут уже не формально включиться в обсуждение вопроса, поднятого Главой государства. И хотя прозвучала мысль, что если обители в Кремле будут восстановлены, то прежде всего как объекты культурного наследия, но во время широкой дискуссии православная общественность сможет высказать и, даст Бог, отстоять свое мнение. В частности, протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель единственного во всем православном мире храма, посвященного этой русской святой, считает, что сердцем и душой возрожденной Вознесенской обители должны стать совершение Божественной литургии и монашеская жизнь.

Остается добавить, что на научно-практической конференции в московском Центральном выставочном зале «Манеж», организованной и проведенной при поддержке Правительства Москвы и Московской финансово-юридической академии (МФЮА), были приняты итоговые документы в поддержку решения Президента Российской Федерации В.В. Путина о воссоздании Вознесенской девичьей обители.

Фото: Владимир Ходаков