Пресса о нас

Искусствоведы не доверяют РПЦ

Источник: Голос России

Спор между музейным сообществом и церковью из-за имущества религиозного назначения, находящегося в собственности государства, может затянуться

На днях искусствоведы подготовили полный перечень храмов и монастырей на территории России, разделив все на три категории. В одну из них вошли те религиозные постройки, которые могут безоговорочно быть переданы РПЦ. Во второй - здания, необходимость передачи которых ставится под сомнение. Третья же, включающая более 50 храмовых и монастырских комплексов, практически запрещает РПЦ даже претендовать на них.

Список, и тем более подобная градация объектов религиозного культа, вызвала в Московском патриархате не только удивление, но и сомнение в его законности. Ведь в странный кадастр вошли как те храмы, которые давно принадлежат РПЦ, так и те, на которые церковь и не претендует.

Да и то, что перечень составлялся без участия православного духовенства, наводит на мысль о неискренности намерений музейного сообщества разрешить затянувшийся спор, заметил в интервью радиокомпании "Голос России" представитель Московского патриархата священник Георгий Рощин:

"Безусловно, Русская православная церковь со вниманием отнесётся к списку, предлагаемому искусствоведами. Однако эти вопросы должны всё-таки решаться с участием представителя Русской православной церкви для того, чтобы не нагнеталась обстановка вокруг процесса передачи тех или иных объектов.

Для того чтобы все понимали, что прописано в законе. Ведь в нем есть исключения по передаче собственности Русской православной церкви тех или иных объектов религиозного назначения. Самое главное, необходимо соблюдать выдержку и доброе желание к сотрудничеству – и на благо искусствоведов, и ради сохранения памятников культуры, и чтобы церковь наконец-то обрела в собственность то, что было в своё время незаконно от неё отторгнуто".

Понять представителя Московского патриархата, пекущегося о возвращении церковной собственности, можно. Однако у искусствоведов и музейщиков есть свои резоны, чтобы препятствовать процессу церковной реституции. Один из них -  специалисты не уверены, что церковь в должной мере может обеспечить необходимые условия для сохранности исторических памятников культурного наследия России. 

Впрочем, в современном мире существуют примеры того, как памятники государственного значения спокойно находятся в собственности религиозных организаций, и это не вызывает никаких вопросов. Более того, правительства ряда стран за последние годы активно возвращают Русской православной церкви ее собственность за рубежом, которая также представляет собой уникальные исторические архитектурные комплексы и редкие предметы религиозного культа.

Это Свято-Никольское подворье в итальянском городе Бари, храм Святителя Николая во французском городе Ницца, Сергиевское подворье в Иерусалиме, несколько земельных участков в Палестинской национальной автономии. Совсем недавно в Россию из США был возвращен знаменитый благовест Свято-Данилова монастыря.  

В России также сегодня появляется все больше прецедентов, когда и Церковь, и музейное сообщество охотно идут навстречу друг другу. Например, Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь. Обитель была возведена в 1110 году монахами Киево-Печерской лавры. С самого основания она стала одним из центров духовной жизни Центральной России.

В начале XX века, во времена богоборческого режима, обитель была закрыта. Правда, здания решили не ломать, а использовать для уникального по тем временам музейного комплекса. По количеству и значению своих экспонатов Старицкий музей стал одним из богатейших в мире и даже был включен в каталог Лейпцигского справочника мировых музеев.

Совсем недавно музей добровольно покинул стены монастыря, полностью передав его Церкви. В Московском патриархате уверены, что Старицкий монастырь - яркий пример правильно организованной передачи религиозной недвижимости, ранее находившейся во владении государства.